Мұғалімдерге арналған ұсыныстар: қашықтықтан оқытуды қалай ұйымдастыруға болады?/ Рекомендации для педагогов: как организовать дистанционное обучение?
1. ВЫБРАТЬ ФОРМАТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
- посредством телеуроков;
- использование интернет-платформ;
- передача заданий через почту или нарочно на бумажных носителях.
2. ИНФОРМИРОВАТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
- о том, что организация процесса дистанционного обучения
будет не по традиционному, жестко фиксированному для всей школы расписанию, а по гибкому, индивидуальному графику;
- о том, какое количество учебных предметов для изучения
будет предусмотрено каждый день согласно Рабочего учебного плана школы, при этом время занятий по предметам не будет указано для всех классов;
- о том, что продолжительность занятия по одному предмету не
указывается и зависит от достижения целей обучения обучающимся и выполнением заданий;
- одемонстрации телеуроков по телеканалам«ELARNA»,
«БАЛАПАН» (расписание)
- о том, что повтор телеуроков в любое удобное время можно
просмотреть на платформах BilimLand, телевизионных youtube-каналах;
- о возможностях интернет ресурсов для организации
дистанционного обучения - BilimLand, Kundelik. Kz, Daryn.online, MicrosoftTEAMS, GoogleClassRoom;
- об индивидуальном графике обучения учащихсяв
течении дня;
- о методах и средствах получения учебного задания на
каждый день и их выполнении в удобное для обучающегося время;
- о предоставлении обратной связи через электронные
журналы или иные определенные учителем доступные виды связи, в том числе мессенджеры;
- о том, что в электронный дневник не будет вноситься
информация о посещаемости.
- о том, что занятия в дистанционном формате требуют
поддержки и участия родителей, самостоятельной работы школьника с заданиями.
3. Согласнорабочего учебного плана школы проводятся
занятия по всем учебным предметам четвертой четверти 100%. (физкультура, художественный труд и т.п.)
4. ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ,
что на период проведения занятий в дистанционном режиме:
Нельзя требовать от родителей фото, видео подтверждения
выполнения школьниками заданий;
Заполнение электронных журналов проводится по необходимости;
Не требуется заполнение и сдача учителями дополнительных видов отчетов, касающихся дистанционного обучения;
Обьем учебных заданий для обучающихся не должен превышать объема, рекомендуемого МОН РК ;
Учитывать психо-эмоциональное состояние участников образовательного процесса.
5.ОРГАНИЗОВАТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬС УЧЕТОМ ПРИЕМЛЕМОГО, ДОСТУПНОГО И УДОБНОГО ФОРМАТА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
1 ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФОРМАТА ТЕЛЕУРОКА (аудио-урока):
- На основе поурочного планирования рекомендовать
обязательный просмотр телеуроков;
- предоставить обучающимся задания для самостоятельного
изучения/выполнения после просмотра телеуроков, ссылки на ЦОРы на доступных платформах и каналах (при наличии технических возможностей);
- предоставить задание на самостоятельное выполнение в
системе электронных журналов, через электронную почту, WhatsApp, другие мессенджеры;
- осуществлять обратную связь посредством электронных
журналов kundelik.kz, систем bilimal.kz, mektep.edu.kz, в случаях отсутствия электронных журналов- через доступные виды связи на усмотрение педагога (периодичность предоставления обратной связи учитель определяет самостоятельно).
Информация о телеуроках:
- Телеканал «Balapan» (дополнительно транслируются
аудиоуроки на «Қазақ радиосы») - для обучающихся на казахском языке/Расписание уроков - https://balapan.kaztrk.kz/ru/program;
- Телеканал «ELARNA» (дополнительно транслируются
аудиоуроки на «Радио Классик») - для обучающихся на русском языке/ Расписание уроков - https://elarna.kz/ru/programma.
- Телеуроки в ряде регионов будут ретранслироваться через
местные региональные каналы.
- Телеуроки (аудиоуроки) проводятся 5 дней в неделю по 10
минут каждый урок по учебным предметам 1-11 (12) классов.
Структура телеурока:
- видео-объяснение нового учебного материала учителем (6
минут);
- 2-3 вопроса для закрепления на экране крупным шрифтом (1
минута);
- 2-3 учебных задания для закрепления на экране крупным
шрифтом (1 минута);
- 1-2 дополнительные цифровые ресурсы по теме (1 минута);
- ссылки на дополнительные ресурсы для самостоятельного
изучения (1 минута).
Перечень предметов, определенных для трансляции на ТВ:
Перечень учебных предметов для трансляции на ТВ:
1 класс:
с казахским языком обучения – 7 предметов (Сауат ашу, Математика, Жаратылыстану, Дүниетану, Ағылшын тілі, Орыс тілі, Өзін-өзі тану);
с русским языком обучения – 7 предметов (Обучение грамоте, Математика, Естествознание, Познание мира, Английский язык, Казахский язык, Самопознание).
2 класс:
с казахским языком обучения – 7 предметов (Қазақ тілі, Математика, Жаратылыстану, Дүниетану, Орыс тілі, Ағылшын тілі, Өзін-өзі тану);
с русским языком обучения – 7 предметов (Русский язык, Математика, Естествознание, Познание мира, Қазақ тілі, Английский язык, Самопознание).
3 класс:
с казахским языком обучения –8 предметов (Қазақ тілі, Математика, Жаратылыстану, Дүниетану, Орыс тілі, Ағылшын тілі, АКТ, Өзін-өзі тану);
с русским языком обучения –8 предметов (Русский язык, Математика, Естествознание, Познание мира, Қазақ тілі, Английский язык, ИКТ, Самопознание).
4 класс:
с казахским языком обучения –8 предметов (Қазақ тілі, Математика, Жаратылыстану, Дүниетану, Орыс тілі, Ағылшын тілі, АКТ, Өзін-өзі тану);
с русским языком обучения –8 предметов (Русский язык, Математика, Естествознание, Познание мира, Қазақ тілі, Английский язык, ИКТ, Самопознание).
5 класс:
с казахским языком обучения – 10 предметов (Қазақ тілі, Қазақ әдебиеті, Математика, Қазақстан тарихы, Дүниежүзі тарихы, Жаратылыстану, Орыс тілі мен әдебиетi, Ағылшын тілі, Информатика, Өзін-өзі тану);
с русским языком обучения – 10 предметов (Русский язык, Русская литература, Математика, История Казахстана, Всемирная история, Естествознание, Казахский язык и литература, Английский язык, Информатика, Самопознание).
6 класс:
с казахским языком обучения – 10 предметов (Қазақ тілі, Қазақ әдебиеті, Математика, Қазақстан тарихы, Дүниежүзі тарихы, Жаратылыстану, Орыс тілі мен әдебиетi, Ағылшын тілі, Информатика, Өзін-өзі тану);
с русским языком обучения – 10 предметов (Русский язык, Русская литература, Математика, История Казахстана, Всемирная история, Естествознание, Казахский язык и литература, Английский язык, Информатика, Самопознание).
7 класс:
с казахским языком обучения – 14 предметов (Қазақ тілі, Қазақ әдебиеті, Алгебра, Геометрия, Қазақстан тарихы, Дүниежүзі тарихы, География, Физика, Химия, Биология, Орыс тілі мен әдебиетi, Ағылшын тілі, Информатика, Өзін-өзі тану)
с русским языком обучения –14 предметов (Русский язык, Русская литература, Алгебра, Геометрия, История Казахстана, Всемирная история, География, Физика, Химия, Биология, Казахский язык и литература, Английский язык, Информатика, Самопознание).
8 класс:
с казахским языком обучения– 14 предметов (Қазақ тілі, Қазақ әдебиеті, Алгебра, Геометрия, Қазақстан тарихы, Дүниежүзі тарихы, География, Физика, Химия, Биология, Орыс тілі мен әдебиетi, Ағылшын тілі, Информатика, Өзін-өзі тану);
с русским языком обучения –14 предметов (Русский язык, Русская литература, Алгебра, Геометрия, История Казахстана, Всемирная история, География, Физика, Химия, Биология, Казахский язык и литература, Английский язык, Информатика, Самопознание).
9 класс:
с казахским языком обучения – 14 предметов (Қазақ тілі, Қазақ әдебиеті, Алгебра, Геометрия, Қазақстан тарихы, Дүниежүзі тарихы, География, Физика, Химия, Биология, Орыс тілі мен әдебиетi, Ағылшын тілі, Информатика, Өзін-өзі тану);
с русским языком обучения –14 предметов (Русский язык, Русская литература, Алгебра, Геометрия, История Казахстана, Всемирная история, География, Физика, Химия, Биология, Казахский язык и литература, Английский язык, Информатика, Самопознание).
10 класс:
с казахским языком обучения – 14 предметов (Қазақ тілі, Қазақ әдебиеті, Алгебра және анализ бастамалары, Геометрия, Қазақстан тарихы, Дүниежүзі тарихы, География, Физика, Химия, Биология, Орыс тілі мен әдебиетi, Ағылшын тілі, Информатика, Өзін -өзі тану);
с русским языком обучения –14 предметов (Русский язык, Русская литература, Алгебра и начала анализа, Геометрия, История Казахстана, Всемирная история, География, Физика, Химия, Биология, Казахский язык и литература, Английский язык, Информатика, Самопознание).
11 класс:
с казахским языком обучения – 14 предметов (Қазақ тілі, Қазақ әдебиеті, Алгебра және анализ бастамалары, Геометрия, Қазақстан тарихы, Дүниежүзі тарихы, География, Физика, Химия, Биология, Орыс тілі, Орыс әдебиетi, Ағылшын тілі, Информатика, Өзін- өзі тану );
с русским языком обучения –14 предметов (Русский язык, Русская литература, Алгебра и начала анализа, Геометрия, История Казахстана, Всемирная история, География, Физика, Химия, Биология, Казахский язык, Казахская литература, Английский язык, Информатика, Самопознание).
Не вошедшие в перечень транслируемых по ТВ учебные предметы рекомендуются для самостоятельного дистанционного обучения учителями (музыка, художественный труд, физическая культура, начальная военная и технологическая подготовка).
- ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМЫ :
На основе поурочного планирования педагог предоставляет обучающимся учебный материал для самостоятельного изучения/ выполнения заданий из учебника, кроме этого рекомендует занятия, размещенные на интернет-платформах, а также использованиедоступных цифровых образовательных ресурсов.
Рекомендуемые интернет- платформы:
- BilimLand;
- Kundelik.kz;
- Daryn.online
Цифровые образовательные ресуры:
- Mektep.OnLine;
- QaradomalakStudio;
- Оpiq.kz
- Microsoft TEAMS
- GoogleClassRoom;
Данные интернет-платформы не предназначены для организации учебного процесса в онлайн режиме.
Предоставить учебное задание на самостоятельное выполнение можно в системе электронных журналов, интернет-платформы, через электронную почту, WhatsApp, другие мессенджеры.
Осуществлять обратную связь рекомендуется посредством kundelik.kz, bilimal.kz, mektep.edu.kz, в случаях отсутствия электронных журналов- через доступные виды связи по усмотрению учителя (периодичность предоставления обратной связи учитель определяет самостоятельно).
Алгоритм разработки контента и проведение дистанционного урока:
1.Определить тему и тип урока (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль и т.д.).
2. Проработать организационную модель урока
3.Определить перечень учебных средств
4.Обеспечить доступность учебных материалов обучающемуся:
- электронная почта;
- групповые/индивидуальные чаты в мессенджерах и
социальных сетях WhatsApp, Telegram и др. («Дистанционное обучение класс, литер»; установление правил работы в WhatsApp для всех его участников).
5. Использовать различные информационные обучающие материалы (текстовые, презентации, графические, медиа, рисунки, таблицы, инфографика и др.).
7.Применять различные методы организации занятий (частично-поисковой, эвристический с проблемным изложением материала, исследовательский и др.).
8. Предоставить возможность обучающимся просмотреть телеурок/ видеоурок (если он записан ранее) в любое время (офлайн режим).
9. Предоставить обучающимся задания для самостоятельного изучения и выполнения:
- всем обучающимся с учетом их индивидуальных
возможностей и способностей;
- творческие (написать заметку, характеристику героя,
аннотацию к книге и др.), проектные работы, исследование и др.;
- групповые работы обучающихся в чате социальной
сети, в групповой переписке в почте (распределить роли);
- согласно дидактическим принципам,
читаемость/эстетичность подготовки учебного материала и задания для самостоятельного выполнения;
с указанием ссылок на ЦОРы.
- Организовать обратную связь с обучающимися:
- принимать результаты выполненных работ школьников;
- проводить анализ выполненного задания;
- комментировать и предоставлять рекомендации;
- ознакомить обучающегося с результатами;
- проводить индивидуальные консультации для
обучающихся, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями при необходимости;
Обратная связь осуществляется посредством:
- электронных журналов, интернет-платформ;
- электронную почту;
- месcенджеров – whatsapp, telegram и др.;
- мобильная и стационарная телефонная связь;
- почтовую связь.
3 ПЕРЕДАЧА УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ЧЕРЕЗ КАЗПОЧТУ ПРИ ОТСУТСТВИИ СВЯЗИ, ИНТЕРНЕТА
На бумажном носителе для обучающихся необходимо:
- указать наименование класса, название предмета, тему
занятия, страницу учебника;
- написать краткий конспект по теме занятия;
- обозначить перечень вопросов из учебника для
самостоятельного закрепления и выполнения;
- предложить дополнительные материалы по теме и
механизм обратной связи.
- ОБУЧЕНИЕ В ШТАТНОМ РЕЖИМЕ ВОЗМОЖНО:
- в школах с количеством детей от 5 до 80 и находящихся
в дальних изолированных населенных пунктах;
- с соблюдением жестких мер санитарной безопасности
(кварцевание, проветривание, сменность и др.);
- в случаях отсутствия карантина и зарегистрированных
случаев коронавируса.
- по решению местного исполнительного органа с
согласования органов здравоохранения.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЖИМ ДНЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
- Просмотр материалов и учебных заданий по учебным
предметам (каждый определяет самостоятельно время).
- Обучающийся находится на связи с классным
руководителем (по мере необходимости).
- Ученик выполняет полученные задания в удобное для
него время и отправляет педагогам работу по мере их выполнения.
- В любом доступном режиме работает с учителем или
направляет учителю возникшие вопросы.
- Планирует следующий день.