Электрондық оқулықтар: мектеп оқушылары ауыр рюкзактарды киюді қашан қояды/ Электронные учебники: когда школьники перестанут носить тяжелые рюкзаки
Участники пилотного проекта отметили, что школьникам гораздо интереснее изучать материал по электронным учебникам
АЛМАТЫ, 21 мая — Sputnik. В Алматы подвели итоги пилотного проекта по внедрению электронных учебников в школах.
Проект опробовали в школах шести регионов Казахстана в течение учебного года. В подведении итогов участвовали издатели, директора, учителя и ученики школ, принимавшие участие в исследовании.
Цифровизация добирается до школ
О необходимости внедрения в учебный процесс в казахстанских школах электронных учебников говорили неоднократно, однако дальше обсуждений решение вопроса так и не двигалось. Первую их презентацию осенью 2018 года провело издательство "Алматыкiтап баспасы" и сразу же запустило пилотный проект.
В течение всего учебного года новую форму обучения пытались осваивать в 12 школах городов Нур-Султан и Алматы, а также в Алматинской, Карагандинской, Туркестанской и Жамбылской областях. Всего в проекте приняли участие более 350 учителей и тысяча учеников.
К созданию электронных учебников авторы проекта подошли продуманно, предварительно изучив опыт цифровизации школ в разных странах мира, неоднократно посещали всемирную выставку цифровых технологий, и только после этого определились, на кого предпочтительнее равняться.
"В мировой системе образования раз в четыре года проводится международное исследование достижений обучающихся по разным направлениям науки. Так, по данным 2015 года эстонские дети показали очень хороший прорыв в сфере научной и математической грамотности. И когда наши специалисты выезжали в Эстонию и спросили, за счет чего произошел этот прорыв, нам ответили, что один из важнейших факторов - то, что каждый эстонский ребенок имеет доступ к цифровой платформе учебников OPIQ", - рассказала президент издательства "Алматыкiтап баспасы" Гаухар Саймасаева.
В чем преимущества электронных учебников
По ее словам, большое преимущество электронные учебники показали уже с первых дней. Во-первых, значительно уменьшился вес ученических рюкзаков. Во-вторых, к основному изучаемому материалу были добавлены аудио и видеофайлы, слайды и графика, что значительно повысило интерес учеников к предметам. В-третьих, подростков, так привычных к современным гаджетам, не пришлось долго обучать способам получения необходимой информации, которые максимально упрощены.
"Электронные учебники удобны в использовании не только для учеников, но и для учителей, а также для родителей. Задания в них можно формировать с учетом уровня подготовки, развития, интересов и способностей школьника. Другой плюс в том, что ученик может самостоятельно выбирать темп обучения, быстро обращаться к предыдущим материалам и получать дополнительную информацию, которая его интересует", - объясняет Гаухар Саймасаева.
Новый формат: дорого, но практично
При этом авторы казахстанских электронных учебников отмечают, что до тотального их внедрения в казахстанских школах пройдет немало времени, так как существует масса вопросов, которые еще только предстоит решить.
Главная проблема здесь заключается в том, что далеко не все школы, в особенности в отдаленных районах областей, обеспечены качественным подключением к интернету, что крайне необходимо при реализации проекта по внедрению электронных учебников. По данным, которые были собраны по республике, подключение к широкополосному интернету имеет всего около 1 200 средних образовательных учебных заведений.
"Мы, когда посещали регионы, встречались с акимами на местах и проговаривали то, какие условия должны быть в школах для того, чтобы дети могли заниматься по платформе OPIQ. И нашли понимание. Сейчас платформа доступна в онлайн-режиме. Но с нашими эстонскими партнерами мы проговаривали вопросы о реалиях Казахстана, что у нас не везде качественный интернет. Поэтому прорабатывается вопрос доступа к платформе в режиме офлайн. Но это в перспективе. Эстонцы нас понимают и готовы пойти на то, чтобы офлайн-версия тоже была", - отмечает президент издательства "Алматы кiтап баспасы".
Другой и не менее важный вопрос – стоимость проекта. Для Казахстана она в деталях пока не просчитана, однако, опираясь на опыт Эстонии, чьи специалисты и разработали платформу для электронных учебников OPIQ, доступ ребенка к 150-160 учебникам на ней обходится в пределах 40-50 евро в год. Кстати, эти расходы полностью берет на себя государство.
Что думают об электронных учебниках учителя
Создатели казахстанских электронных учебников отдельно отмечают, что, внедрение их новшества в образовательный процесс не означает полный отказ от привычных школьных задачников: не отказываются от них и в тех странах, где электронные версии используются уже не первый год. И, основной задачей завершившегося пилотного проекта в школах Казахстана как раз и было научить учителей и школьников правильно и грамотно совмещать работу с теми и другими источниками познавательной информации.
Для стимулирования участников проекта руководство "Алматыкiтап баспасы" даже объявило конкурс для лучших учителей, учеников и руководителей школ, эффективно использующих электронные учебники. 21 мая в Алматы состоялось их награждение.
В своих выступлениях на церемонии многие педагоги и директора школ не скрывали того, что изначально восприняли саму идею перевода обучения в электронный формат в штыки, однако в процессе работы смогли лично оценить преимущества воплощаемой в жизнь программы.
"Я обратила внимание на то, что дети с гораздо большим интересом используют электронные учебники, тем более что все они прекрасно знакомы с гаджетами. В практике бывали случаи, что, изучив заданную тему, они, сами того не замечая, переходили на следующий параграф. Заинтересованность в самом процессе получения знаний повысилась, и этого невозможно не заметить", - говорит учитель алматинской школы-гимназии №173 Татьяна Ушкова.
Сами создатели первых казахстанских электронных учебников прекрасно понимают, что впереди их ждет еще большая и длительная работа. В ее процессе предстоит обогатить контент, решить проблемы с нехваткой оборудования в школах, получить поддержку местных исполнительных органов. Тем не менее, они не отчаиваются и намерены ежегодно увеличивать число учебных заведений, в которых будут внедряться их технологии.